это_все_уже однажды б_ы_л_о
Поймала себя на мысли, что у меня пошла профдеформация. Когда я вижу плохой фильм или игру - я сначала, конечно, плююсь, но потом непременно скатываюсь в мысли "А что тут надо поменять, чтобы оно заиграло?". Ииии... а че, это же интересно!
В общем, о чем это я: у меня наконец дошли руки окончательно добить Dragon age: Inquisition.
Честно сказать, я большую часть игры не понимала, почему все так обиделись на Bioware за эту игру, и почему сочли, что они здорово снизили планку. А не понимала я потому, что видела кучу отличных завязок в плане сюжета, кучу зацепок, и по привычке ожидала, что все эти зацепки рано или поздно превратятся в яркие сюжетные повороты, и приведут к захватывающему финалу.
Но вот я дожила до конца игры... а потом до конца DLC Чужак... и, наверное, это было моим самым большим разочарованием за всю геймерскую жизнь. Если вкратце обрисовать суть моих претензий, то будет примерно так:
ЭТИ СУКИ УБИЛИ ИСТОРИЮ!
читать дальшеВсе, что было сделано в 1 части игры, которую тщательно вылизывали 5 лет, вся богатая история мира, все взаимосвязи, все герои, все важное - просто выкинули в 3 части. Это настолько кощунственно, что и словами-то трудно передать. Я не представляю, насколько обидно должно быть тем, кто делал 1 часть и вкладывался в нее всей душой, потому что весь их труд просто выкинули на помойку.
Серьезно, где Андрасте, про которую нам дали миллион деталей и историй в 1 части? Там была история ее жизни, был Маферат, мы даже встречались с призраками тех, кто ее окружал, потому что это была живая история, которой жил Ферелден. Мы нашли ее прах, и он оказался чудодейственным. Что произошло к 3 части, религию вдруг поменяли? С какого хера?
Куда делись все легенды о Черном городе? Корифей должен был быть чертовски интересным чуваком, который знал много о прошлом Тедаса, знал, что они нашли, когда пришли туда. Много знал о древних богах, которые потом стали архидемонами. А вместо этого он просто зачем-то ломился в тень, и это все, что мы о нем знали всю игру. Я надеялась, что хоть финальную битву сделают интереснее, хоть один блин сюжетный поворот в ней будет, хоть одна неожиданность... но нет, это был просто боссфайт. И все. Просто чуточку дольше, чем с другими врагами, но и все на этом. Абсолютно пустой, неинтересный, безликий враг, а не достойный противник, и живой свидетель древней истории.
Эльфы. Окей, да, они играли большую роль в древней истории, и оно вполне могло в итоге вот так оказаться, что боги - вовсе не боги.
Если бы это блять не перечеркивало все то, что нам рассказывали в предыдущих частях! У разработчиков есть одно золотое правило (простите, у ХОРОШИХ разработчиков): если оно работает - отойди и не трогай. Пусть работает и продается, потому что людям нравится. Начинаешь что-то править - все падает, и люди начинают отваливаться с катастрофической скоростью. И вот это как раз тот случай, когда не надо было трогать. Не надо было изобретать велосипед, и придумывать новую историю взамен старой. Нужно было взять то, что заложено в первой части, и РАЗВИТЬ это, а не перечеркнуть все нахрен.
Я сталкивалась с похожим явлением, очень неприятным. Такое бывает, когда на место старого геймдиза, проджект менеджера или еще кого-то ответственного за проект, приходит новый, и приходит с таким посылом "Я в миллион раз круче, и сейчас я вам это докажу". Первое же, что делает такой МистерКрутыеЯйца - он обычно берет и нахрен выкидывает все то, что делал человек до него. Он оставляет необходимый минимум, чтобы никто не сказал, что он совсем отошел от концепта, но развивает все совершенно в другом направлении - добавляет фишки, которые нравятся лично ему, переписывает историю, начинает по-другому толковать и переписывать уже сказанные в предыдущих частях реплики героев. Открывает всех с другой стороны - не так, как было, а так, как ему хочется, чтобы было.
И еще ни разу не было такого, чтобы этот ход привел к успеху. И все это по одной-единственной причине: у человека, который такое делает, движущим мотивом является не развить существующую историю, а доказать всем, что он круче других.
Вот я не могу с уверенностью сказать, как было у Bioware в этом случае, но судя по симптомам - очень непохоже, что Инквизицию делали те же люди, что и Ориджинс. Потому что люди, которые с любовью развивают такую историю, потом не способны так жестоко ее убить.
История Андрасте и создателя - просто тупо осталась за бортом, ее даже не удосужились как-то объяснить. Потом нас заставляют убить одного из двух своих предыдущих героев! Кто так делает вообще, зачем? Хотели нагнать нездоровой ностальгии?
А потом еще Теган! Мало того, что его делают каким-то уродливым стариканом, да еще и дают ему такую роль отвратительную! Им вообще насрать на все, что осталось со времени ориджинс?
Лелиана вообще не похожа на себя, но это можно счесть камнем скорее в сторону оридижнс: бард, воровка, неуловимый убийца - и такая инфантильная в первой части... в инквизиции больше похоже на правду, но героиня уже не узнается.
Морриган! Вы можете себе представить, чтобы мисс стерва года вдруг стала так смиренно относиться к какому-то инквизитору? И отошла бы в сторону, если бы он захотел забрать знания источника себе? Сколько я видела Морриган в игре, столько времени у меня было ощущение "да ну нафиг, КТО это?"
Если так посмотреть, это все вроде бы мелочи, но из этих мелочей сложилась в целом игра ни о чем. Даже если это не последняя часть, а проходная, и в следующей нам что-то там еще объяснят - так просто не делается. Худшее, что можно сделать, это оставить игроков в недоумении. Это не интрига, это проеб.
Что касается финала, который был ШТОБЛЯ непонятен никаким образом - ребята, блять, никогда, НИКОГДА не продавайте финал игры за отдельные деньги, делая вид, что это дополнение. Это уже такое эпическое наебалово, которое заставляет людей отвернуться от студии, то есть - критическая ошибка. За такое увольнять надо, по-хорошему.
Ну и еще куча мелких поводов для недовольства, например, отсутствие хилеров как таковых, 12 - 12, сука! - лечилок на весь отряд без возможности как-то это изменить, невероятно тупой тактический режим, дебильный ИИ... когда мне нужно было освободить дракона, я потратила кучу нервов и сил не на решение головоломки или устранение препятствий, а на то, чтобы удержать в узде своих баранов! Даешь указания, только переключаешься - они опять лезут, куда не надо. И в итоге они в последний момент его все-таки убили, блин... пришлось переигрывать, но это эпик фейл. Игра не должна вызывать СТОЛЬКО негатива.
Анимации местами Очень Топорные.
Одежда во многом уродская, особенно та, которую сам крафтишь.
Хотя, если честно, все эти вещи я была готова простить без всяких, за хороший такой, качественный биоваровский финал. Я до последнего надеялась, что все так закончится.
Теперь даже не знаю, единственное оставшееся впечатление после всего этого - недоумение. Я не поняла, что это было, и во что я такое поиграла. Это и близко не драгон ейдж, это какая-то оффлайновая ММО по мотивам. Без истории, без атмосферы, без дорогих сердцу героев, без всякого очарования, тупо набор бегательных квестов, которые ни к чему не ведут.
Единственное - очень красивые локации порадовали.
А, ну и да, Каллен
Его тоже сделали уродом, как и все остальное, но зато озвучка...

Если говорить о том, что можно было исправить, то поправить что-то такого масштаба нереально несколькими действиями. Тут фундаментально, сразу начали копать не в ту сторону, и это повлияло на каждую деталь проекта.
Лично я никогда бы не стала уводить историю в сторону. Так уж повелось, что люди привыкли воспринимать большие истории трилогиями, и как бы нам ни говорили, что это будет сериал, мы все равно так или иначе ждали серьезных ответов и поворотных моментов в третьей части. Она должна была быть результирующей, не закладывать новую главу, а резюмировать и пояснять все предыдущее, чего мы еще не видели или не поняли. Здесь ДОЛЖНА БЫЛА БЫТЬ Андрасте, понимаете? Каким угодно образом, легендой, духом, во плоти или еще как-то - но она должна была появиться и рассказать свою часть истории. Мы должны были попасть в этот самый Черный город, о котором столько слышали, увидеть, как творилась история, и получить шанс хоть как-то исправить те ошибки, которые сделали город черным. Потому что первые две части нас к этому подготовили, создали всю почву... мы уже рот открыли, а ложки с кашей не последовало. Пришла взамен какая-то мутная хрень, которую мы не просили.
Здесь должно было быть объяснение, откуда взялась магия и Тень, но не древнейшая история эльфов, к которой не было никаких предпосылок целых две части, а объяснение легенд о Черном городе и магистрах. Черт, у нас даже главный злодей - один из этих магистров был, ну вот же оно, рядом! Откуда нахрен взялись эльфы?
А если бы (как это бывает сплошь и рядом) история с эльфами была бы утверждена издателем, и мне надо было бы по-любому ее как-то вплести, то это тоже стоило бы сделать по-другому.
Когда у вас есть одна история, хорошо обоснованная, и не завершенная, но надо увести ее в другое русло - то это надо делать обязательно постепенно. Чтобы у людей не осталось вопросов и пробелов, сначала нужно дать им увидеть, что там все было не так. Не просто в одном диалоге отмахнуться от истории, а показать факт, воспоминание или свидетелей, которые покажут, что Андрасте, скажем, была не такая святая, или дать намек, что кто-то где-то мог все это выдумать. И начать это показывать нужно было с самого начала инквизиции, чтобы дать людям время привыкнуть к этому, переварить, и постепенно прийти к мысли, что история МОГЛА быть другой.
Потом дается затравка на промежуточный факт - который еще не объясняет настоящих событий, но точно подтверждает, что старая версия истории была неверной, и дает намек, КУДА на самом деле рулит история.
Потом еще несколько глав мы подкидываем игрокам такие факты, причем можно даже однотипные, главное - чтобы все они вели к одним и тем же выводам. Тогда где-то во второй-третьей главе мы создаем у игрока ощущение, что он сам нашел эти подсказки, сам выяснил правду, пусть пока и не до конца. Но, по крайней мере, он будет знать, куда копать, и каждое следующее назначение будет для него не сюрпризом, а логично обоснованным шагом. Человек будет чувствовать, что он ЗНАЕТ, куда идти.
В предпоследней главе уже можно было бы кидать какие угодно сюжетные бомбы, отрыв башки делать, города взрывать - игрок был бы к этому готов, был бы в теме, что происходит, и мог бы насладиться моментом.
А в конце уже нужно было выводить итог, логически обоснованный следующий шаг, из всего того, что человек узнал за время игры.
И боже упаси, не стоило отделять финал и выносить его в отдельное ДЛС, потому что, еще раз повторюсь, оставлять игрока в неведении - это худшее, что можно было сделать. А в данном случае я всю игру была в неведении, и даже после Чужака все еще в неведении.
В общем и целом - думаю, ЕА таки окончательно переломала хребет Bioware и подмяла под свои правила. Это Очень обидно признавать, потому что студий, которые умеют делать хорошо, не так уж много... но, увы(
Очень, очень жаль.
@темы: мои фандомы
Насколько я помню, где-то мелькала информация, что еще приступая к первой части игры, разработкчиками была расписана история надолго вперед, чуть ли не уже не следующую часть. То есть все, что они показали, было задумано изначально. И что мир был когда-то совсем другим, и боги древние не совсем боги и т.д. и т.п. Об этом на брк много обсуждалось после выхода Инквизиции, но я особо не изучала впорос.
А Теган мог измениться за столько-то лет) И о его поведении тоже многое писалось. В итоге, кажется, пришли к выводу, что он прав, если смотреть со стороны интересов Ферелдена.
Морриган. Нуууу, она смягчилась немного, и такой мне понравилась больше.Единсвенное, в случае наличия Кирана, это можно объяснить. А вот если сына нет, то не совсем понятно, что могло так на Морриган повлиять.
Лелиана могла в первой части быть просто сломленной и ищущей новый путь. Дальше она снова превращается в ту, кем и должна быть. Так что тут все вполне логично)
Так что пока ждем продолжения истории и надеемся на лучшее.
По персонажам - согласна, на это можно посмотреть с разных сторон. Только Тегана они все-таки изуродовали, а не просто состарили.
Даже не знаю, честно говоря, что теперь ожидать от продолжения. И ожидать ли.
По Инквизиции... Сначала вопрос - ты читала Империю масок?
Согласна, что Тегана они несколько изуродовали. Но это беда многих персонажей. То ли из-за невозможности передать внешность на новом движке, то ли из-за желания что-то улучшить/изменить.